«Рукописи не горят!» К юбилею Булгакова Михаила Афанасьевича

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) – русский писатель, драматург, театральный режиссер и актер. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, киносценариев.

С именем  Михаила Афанасьевича Булгакова связана интереснейшая страница в нашей отечественной литературе, настолько яркая, что не случайно такие его произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», читаются молодым поколением с неослабевающим интересом.

М. А. Булгаков родился 15 мая 1891г. в семье преподавателя Духовной академии. Получил медицинское университетское образование, в годы Первой мировой войны работал в прифронтовых госпиталях, затем в земской больнице Смоленской губернии. Писать он начал рано, печатался в газетах, а с 1923 года уже по-настоящему  и серьезно занялся литературой. Талант Булгакова проявился уже в его ранних рассказах: «Тьма египетская», «Звездная сыпь» и др. Разные по своим художественным достоинствам, они уже отличались булгаковской манерой письма: легким юмором, сатирической остротой, глубиной жизненных обобщений, стремлением к психологическому анализу. Судьба Булгакова как писателя определилась с момента  приезда в Москву, с которой связаны почти двадцать лет его жизни, оборвавшейся в 1940г. Булгаков начинает сотрудничать в различных газетах, журналах, как автор фельетонов и репортажей. Так происходило становление Мастера. Жизнь в столице поначалу давалась писателю трудно. Его жена вспоминала позже: «Бывало так, что у нас ничего не было – ни картошки, ни хлеба, ничего. Михаил бегал голодный». Он работал за ничтожное жалованье в одном из издательств, подрабатывал в труппе бродячего театра. Но постепенно, установив связи с различными газетами, Булгаков начал публиковаться  и хорошо зарабатывать. Но очень скоро начинается травля писателя, а его творчество рассматривается как враждебное советской действительности. Мироощущение Булгакова было основано на стремлении постичь вечные основы бытия: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестье. И в эпоху грозных революционных битв писатель  старался быть предельно объективным. Во время обыска в 1926 году рукопись «Собачьего сердца» вместе с дневниками писателя изымается органами ОГПУ. В это время все пьесы Булгакова были изъяты из театральных репертуаров, а его проза считалась для публикаций «непроходимой». Наконец в отчаянную минуту 28 марта 1930 года писатель пишет своё знаменитое письмо «Правительству СССР», где он просит либо «приказать ему в срочном порядке покинуть страну» или дать любую работу в театре, потому что иначе «нищета, улица, гибель». После этого Сталин лично позвонил писателю и спросил, возможно ли ему остаться в стране? Булгаков на это ответил, что не представляет своей жизни без Родины. После этого ему предоставили работу в театре МХАТ и возобновили постановку его пьесы «Бег», которую лично Сталин смотрел только 14 раз. Однако другие произведения Булгакова по-прежнему были запрещены к печати , и писал писатель как сам говорил «в стол», без всякой надежды, что его повести, рассказы когда-либо будут опубликованы.

Все силы души Булгаков отдал своему последнему, как он называл его «закатному» роману «Мастер и  Маргарита». Прообразом Маргариты в романе стала третья жена писателя Елена Сергеевна Булгакова. Познакомились Булгаков и Елена Сергеевна в доме у общих знакомых. Она благополучная жена крупного советского военачальника, к тому же красавица. Он —  драматург, терпящий творческое крушение. В октябре 1932года Булгаков развелся со своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. Роман писателя «Мастер и Маргарита» появился в печати только через 26 лет после смерти Булгакова , и сразу началось его триумфальное шествие: его переводили во многих странах на разные языки мира. Драматична не только история публикации романа, но и история создания произведения. К слову сказать, знаменитую фразу «Рукописи не горят», которую в романе произносит Воланд, подтвердила сама жизнь. Булгаков в начале 1930г. сжег свою рукопись. Но литературная судьба романа распорядилась  иначе: сохранились черновики романа, и стараниями жены писателя, текст восстанавливался. Работа над ним продолжалась до последних дней жизни писателя. «Дописать, прежде, чем умереть!» — помечено на одной из страниц рукописи. Умер писатель 10 марта 1940 года.

Что можно прочитать о жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, а так же его произведения:

Боборыкин В.Г.  Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение,1991. – 208с.: ил.

Диарова А.А. Литература с основами литературоведения. Русская литература XX века : учеб. пособие для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304с.

Иванов Г.В., Калюжная Л.С.  100 великих писателей. – М.: Вече,2005. – 592с.

Рыжов К.В.  100 великих россиян. – М.: Вече, 2005.- 656с.

Чудакова М.О.  Жизнеописание Михаила Булгакова. – 2-е изд. – М.:Книга,1988. – 672с.

Булгаков М.А.  Собрание сочинений .В 5-ти т. Т.1. Записки юного врача; Белая гвардия; /Подгот. текста  М.Чудаковой. – М.: Худож. лит.,1989. – 623с.

Булгаков М.А.  Собрание сочинений. В 5-ти т. Т.2.Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце. – М.: Худож. лит., 1989. – 751с.

Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.3. Пьесы. – М.: Худож. лит., 1990. – 703с.

Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.4. Пьесы; Жизнь господина де Мольера; Записки покойника. – М.: Худож. лит.,1990. – 686с.

Булгаков М.А.  Собрание сочинений. В 5 т. Т.5. Мастер и Маргарита; Письма. – М.: Худож. лит.,1990. – 734с.

Булгаков М.А.  Багровый остров: Ранняя сатирическая проза. – М.: Худож.лит.,1990. – 479с.

Булгаков М.А. Колесо судьбы: Повести,  рассказы, фельетоны 1925-1927гг. – М.: Современник, 1990. – 559с.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: Худож. лит.,1988. – 399с.

Булгаков М.А. Похождения Чичикова: Повести, рассказы, фельетоны, очерки 1919-1924. – М.: Современник, 1990. – 591с.

Булгаков М.А. Ранняя проза: Рассказы и повести. – М.: Современник, 1990. – 479с.

Булгаков М.А. Собачье сердце: Повести и рассказы. – М.: Правда, 1990. – 464с.

Булгаков М.А. Ханский огонь: Повести и рассказы. – М.: Худож. Лит.,1989. – 240с.

Булгакова стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти.  Между тем время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, будто повернулось к нему лицом, обозначив бурный рост литературного признания. «Рукописи не горят». Посмертная судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм-предсказание. Михаил Булгаков дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе  достоинство и мужество художника.